В среду 13 ноября в томской Точке Кипения прошел мастер-класс «Как и зачем делать образовательные проекты в своем городе». Дмитрий Абрамов, соорганизатор проектов CreativeMornings Moscow и PechaKucha Moscow, руководитель специальных проектов «Банк XXI» в Сбербанке рассказал участникам о тонкостях организации и реализации образовательных проектов, о том, как связаны между собой TED и «Что?Где?Когда?» и о том, что общего у Тюмени и Лондона.
Все проекты, о которых упоминалось в лекции, связаны одним общим понятием «edutainment» — образование плюс развлечение. Оно пересекается с «infotainment» — информированием и развлечением. Последние десять лет это направление активно развивается, а сейчас переживает своеобразный ренессанс.
— Сам подход — упаковать какое-то сложное знание в понятную привлекательную запоминающуюся форму — существовал всегда, — говорит Димтрий. — Люди всегда рассказывали друг другу истории. Первобытные люди, которые с копьями скачут по стене пещеры за мамонтом — это в общем-то и есть сторителлинг.
Образовательно-развлекательные проекты существуют в нашей стране еще со времен появления телепередачи «Что? Где? Когда?», в более современном виде они появились, как ни странно, во время кризиса 2008 года.
— У людей стало меньше денег, но от этого у них не уменьшилось желание как-то приятно и хорошо проводить время, но нужно было придумать какие-то бюджетные варианты, — пояснякт эксперт. — Стали появляться разные проекты, которые отвечали на этот запрос, такие, как «Теории и Практики», институт «Стрелка», музей современного искусства «Гараж», сайт «Look At Me».
В мире волну популярности edutainment запустил проект TED. Информация в формате TED легко запоминается и довольно сильно может повлиять на аудиторию.
— Это история, которая показала людям, как можно делать edutainment. Вроде бы просто выступления людей на сцене — это делали всегда. Но вдруг почему-то эти три буквы, круглый ковер на сцене, правильно направленный свет, правильно отредактированное выступление могут очень сильно влиять на аудиторию.
Многие берутся за организацию конференций TED в своих городах, но потом бросают это дело, потому что у проекта очень высокая планка. Поэтому позже, в других странах родились более демократичные формы edutainment, чем-то отдаленно напоминающие TED, такие, как CreativeMornings иPechaKucha. Сейчас они популярны по всему миру.
В России они так же существуют в многих городах, например CreativeMornings есть не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в Тюмени, а PechaKucha стала неожиданно популярной в Челябинске.
— Порой проще и эффективнее запустить в своем городе международный, уже много где существующий формат. Работает какая-то странная магия присоединения к большому. Ты видишь, как во многих городах мира такие же ребята, как ты, тоже заводят анонсы своих мероприятий, ищут спонсоров, — рассказывает Дмитрий. — Круто почувствовать что-то, что ты делаешь в своем городе очень много лет с очень похожими симпатичными людьми делается в других городах.
Почему edutainment проекты привлекают людей? Это возможность оказаться в кругу единомышленников.
Если в городе запускается образовательный проект или даже несколько, они помогают отыскивать новых городских героев, у людей появляется возможность по-новому организовать свой досуг.
В современном мире образовательные проекты тесно связаны с миром медиа. Сегодня любая коммуникация с широкой аудиторией неизбежно приобретает медийные форматы.— Есть очень хорошие гибриды, когда что-то образовательное или просветительское превращается в медиа. Лучший пример — это «Арзамас». Infotainment — это когда важная, интересная, проверенная информация упаковывается в лонгриды или, наоборот, в короткие сообщения в соцсетях, и таким образом на разных платформах «работает» с аудиторией и догоняет тебя повсюду.
Университеты тоже могут выступать как организаторы образовательных проектов.
— Если вы учите своих студентов привычным способом, но при этом хотите с ними общаться еще и неформально, то вы можете сделать какой-то другой образовательный проект, маскимально свободныей. Скажем, пусть академики выпивают пиво вместе со своими студентами, или что-то еще подобное, что допустимо, — говорит Дмтрий, — Это может быть очень интересным дополнением к основному формальному формату образования.