Блог

Документальный фильм о сванах сняли журналисты ТГУ

Студенты Высшей школы журналистики (ВШЖ) ТГУ отправились в Сванетию – горную область на северо-западе Грузии, чтобы снять документальный фильм о местном народе – сванах, уклад жизни которых долгое время был не тронут, но ситуация изменилась с развитием туризма. Автор проекта, магистрант ФЖ Елена Бугаева рассказала о проблематике фильма, трудностях во время съемок и необычных персонажах.

«Сваны – друзья моей семьи»
– С детства я очень часто слышала о Сванетии, об этом независимом горном народе Грузии, потому что друзья моей семьи – сваны. Но только в прошлом году я поехала в Грузию отдохнуть и заодно решила посетить Сванетию, остановилась в семье друзей. Я ближе познакомилась с этим народом: у них очень много особенностей, они отличаются от грузин, у них своя язык, свои знаменитые блюда, свои традиции, даже сохранилось язычество в некотором виде, к примеру, языческий праздник Лампроба. А добираться туда очень сложно: дорогу по крутому горному серпантину не все выносят. Я несколько раз встречала даже местных грузин, которым становилось плохо в пути. Буквально несколько лет назад там сделали асфальтированную дорогу, маленький аэропорт, даже начали развивать туризм – построили несколько горнолыжных курортов, кафе, гестхаухов. И я увидела, что там существует несколько проблем.

Во-первых, более взрослое поколение старается сохранить традиции. Они боятся того, что развитие туризма может повлиять на их самобытность, культуру, уклад. У поколения 25 лет и старше есть осознанность своей необычности, уникальности, а все, кто младше, – смотрят на то, как ведут себя туристы. Туда съезжаются иностранцы с разных краев света и не всегда они могут подать хороший пример поведения. Старшее поколение на мои вопросы о том, сохранятся ли традиции сванов, к примеру, через 5 лет, с тревогой реагируют на это, то есть вопрос для них наболевший. И мысль пообщаться на эту тему более подробно со сванами засела в моей голове. Это постепенно привело к идее снять о них документальный фильм. Тем более к этому моменту у меня уже был небольшой опыт съемок в университете и я проходила обучение на форуме «Таврида», на смене «Режиссура кино» в мастерской у Джаника Файзиева, режиссера фильма «Турецкий гамбит» и продюсера «Адмирала».
20180228_101253
Пейзаж Сванетии
«Суровый, но добрый народ»
– Несмотря на суровость этого народа на первый взгляд – они очень громко говорят, выглядят строго, первое время мне даже казалось, что они постоянно ругаются, – я вскоре поняла, что у них это такая манера общения. Но на самом деле, когда узнаешь этот народ ближе, понимаешь, что люди очень добрые, отзывчивые. За ними очень интересно наблюдать: там нет никакой цивилизации практически, но в то же время они пытаются быть современными, сохраняя при этом свой колорит. Например, часто ездят в Турцию и закупаются там брендовой одеждой, в которой потом пасут коров, – это было очень забавно увидеть.

В общении с ними выявилось несколько «болевых» тем. Первая и основная – это развитие туризма, о котором я говорила. Еще один момент касается прихода на их территорию правительства (они никогда не подчинялись даже грузинским князьям) и других народов, у которых разные цели. Турки намерены построить там ГЭС. Это может повлиять на экологию, ландшафты и так далее, а сваны этого не хотят. Японцы пытаются добывать у одной из местных гор золото, используя химические вещества, которые при попадании в их горные реки могут лишить всех воды. Многие сваны выступили против этого. И мы собрали их мнения на этот счет, взгляд на то, какое будущее ждет Сванетию.

«Съемки в горах – это непросто»
– Когда мы приехали в Местию (центральный поселок Свободной Сванетии) у нас возникла одна большая проблема: сваны готовы тебе абсолютно во всем помочь, но не хотят говорить на камеру. И у нас ушло несколько дней на то, чтобы найти людей, готовых сниматься в фильме, быть в кадре.

Еще одна сложность – это погодные условия. Мы были там зимой, и, к примеру, пока мы поднимались на подъемнике в гору, чтобы поснимать, там уже началась метель. Походишь, замерзнешь, ничего не видно – спускаешься обратно и ждешь погодных изменений. Очень много сложностей было из-за дороги: не везде можно было проехать, попасть в нужно место, потому что путь занесло снегом. А к некоторым поселениям Сванетии вообще отсутствует дорога зимой и туда попасть можно только летом.
20180227_140445
Съемки фильма
Также сложностей добавляло то, что сваны не наблюдают за временем. Например, они встают очень рано и знают, что сегодня у них вот такой список дел до позднего вечера. Но у них нет точного графика, в какое время они должны появиться где-то и сделать намеченное. Мы назначали съемки интервью на 10 утра и могли ждать пару часов. Не потому что нас не уважали, а потому что там по-другому относятся ко времени: городскими жителями управляет время, а в Сванетии сами сваны управляют им. Первые дни я не понимала, в чем причина и напрямую спросила местных, почему так происходит. Мне объяснили, что здесь все очень размеренно и нет никакой спешки. Это на самом деле сразу чувствуется, когда попадаешь туда. Если тебя там пригласили на свадебное гулянье к 18:00, то можешь смело приходить к 20:00 и ты придешь к самому началу. Через пару дней мы привыкли к таком ритму. Съемки у нас проходили обычно с раннего утра и бывало, что мы заканчивали в 2-3 ночи.
img_8944
Мы подбирали героев с разными позициями, возрастом, социальным положением, занятиями. Есть молодой парень, подрабатывающий гидом и охранником в гостинице. Другие герои – взрослые, семейная пара местных бизнесменов. Есть несколько эпизодических персонажей.

Основная задача для меня в этом фильме – донести мысль, что любой турист или предприниматель, который приезжает куда-то, должен осознавать и четко принять для себя решение ни в коем случае не нарушать целостность, порядок, уклад того места, куда он приехал. Это называется уважением. Возможно, даже в какой-то степени, помогать все это сохранить. Это один из выводов для каждого из нас – задуматься над таким глобальным вопросом. А для сванов, особенно молодежи, фильм может стать поводом еще раз задуматься о своем будущем: какой уникальный у них регион, какой колоритный и, возможно, стоит ограничить изменения, сохранять и оберегать то, что есть для других поколений. Либо же они поймут и примут, что их путь развития другой. Мы осознанно в фильме не отображаем конкретную позицию «за» или «против», «черное» или «белое», мы не навязываем зрителю свое мнение, оставляя поле для размышлений всем сторонам этой истории.

Добавим, что в ТГУ получить знания в области документального кино и попробовать создать собственный фильм можно на базе факультета журналистики (ВШЖ). В сентябре 2018 года в образовательной программе студентов-журналистов появится новая специализация «Документальное кино». Ее возглавит томский режиссер, руководитель Центра документалистики ВШЖ ТГУ Николай Коновалов.

Выборы президента РФ

Итоги интернет-тура Всероссийской олимпиады «Журналистика» 2023

Актуальные проблемы журналистики: Сборник трудов молодых ученых. Выпуск XVII

«Секретно. Конфиденциально»: 19 сентября три доктора наук представят монографию о цензурной истории журналистики Томской губернии

Итоги интернет-тура Всероссийской студенческой олимпиады «Журналистика»

Опубликована программа научной конференции «Актуальные проблемы журналистики»

Лекции под звёздным небом: полевой лекторий для журналистов в Оглахты

Как начнется учебный год-2021

Информация по заселению в общежития на 2021–2022 учебный год

XVII Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы журналистики»

Итоги интернет-тура Всероссийской олимпиады «Журналистика»

Студенты ВШЖ запустили проект о современной молодежной культуре

Объявление для студентов, обучающиеся на договорной основе

Как будет проходить сессия?

Работа деканата в период дистанционного обучения

Преподаватель ВШЖ ТГУ написал универсальную инструкцию по теориям заговора

Дистанционное обучение на ФЖ

ТГУ перешел на дистанционное обучение для профилактики COVID-19

IV Международный студенческий фестиваль Good StuFF

Встреча с Андреем Поликановым