Блог

Виталий Манский: «Самая большая ошибка молодого режиссера — хотеть снять правильное кино»

В Томске прошел первый в России фестиваль студенческого документального кино — PEREPRAVA. Жюри возглавил президент международного фестиваля «Артдокфест», национальной премии в области неигрового кино «Лавровая ветвь«, российский режиссёр-документалист Виталий Манский, известный по фильмам “В лучах солнца”, “Труба”, “Родные”. Режиссер рассказал о том, каким должно быть кинематографического образования, об ошибках новичков в кинематографе и посоветовал, с чего начать погружение в мир документального кино.

О фестивале PEREPRAVA:

В России ещё не было фестивалей студенческого документального кино. Есть фестивали просто студенческого кино, их много, но они межжанровые — художественное кино, документальное, анимация… Поэтому я рад, что такой фестиваль появился в Томске, в студенческом городе. Но рождение не является гарантией жизни. Пока, по-моему, всё складывается удачно — нужно зажать кулаки и смотреть, как будет развиваться ситуация. И если фестиваль пройдет семь раз — это залог, что он будет жить долго.

Что касается названия, то и фестивали, и кино существуют для того, чтобы соединять автора и зрителя. В этом плане название PEREPRAVA — хороший вариант. Тем более если учитывать, что авторы молодые, и они ещё не очень овладели искусством дальних морских переходов. PEREPRAVA для них – шанс найти своего зрителя, свой дальнейший творческий путь. И у некоторых это уже получилось. Я отсмотрел все 50 картин, представленных на фестивале, и среди них точно есть 15 фильмов, которые очень важно посмотреть каждому.

IMG_5039

О кинематографическом образовании

Нужно ли специальное образование для того, чтобы снимать кино? Нет единого правила.

Есть примеры, когда образование помогало становлению автора. Бывали ситуации, когда образование мешало ему , а иногда и уничтожала автора. Помню по собственному вгиковскому опыту, что рядом со мной были очень талантливые ребята, но за пять лет ВГИК их уничтожил. А некоторые победители «Артдокфеста» — люди вообще без какого-либо образования.

Иногда для образования достаточно просто смотреть кино: может быть, потребуется посмотреть  один фильм, а может, миллион.

Все мы знаем мы знаем, как однажды из Сибири приехал молодой парень, получил актерское образование, очень любил кино, смотрел кино, и потом превратился в режиссера Андрея Звягинцева. Не имеющего режиссерского образования и, тем не менее, являющимся на сегодняшний день одним из главных кинематографистов постсоветского пространства. Одним из ведущих режиссеров Европы и мира.

 

Об ошибках начинающих документалистов

Самая большая ошибка — желание снять сразу правильное кино, отказать себе в праве на ошибку. Молодой человек должен рисковать, быть свободным. Он вообще никому ничего не быть должен: ни мастерам, ни деканату, ни даже зрителю. Вот когда перестанет быть молодым, будет отдавать долги. А в молодости можно ничего не отдавать, только брать. Очень многие этого не делают. Если они сразу пришли в творчество, но боятся своего зрителя, значит, они ошиблись дверью.

Как найти идею для фильма?

Вопрос идеи вторичен. Ты должен созреть для фильма, накопить некую энергию, чувства, которые необходимо передать. После этого ты понимаешь, с помощью чего ты это сделаешь. Подбираешь фактуру, которая соответствует внутреннему напряжению, ощущению. Я, может быть, приведу несколько странный пример, но снять кино — это как найти жену.  Женщину, которую ты любишь. Какой она должна быть? Высокой, маленькой, блондинкой, брюнеткой — это всё вторично. Любовь рождается в тебе самом, а потом ты её материализуешь в конкретном человек. Так же и фильм — это то, что рождается в тебе, а потом ты находишь какую-то историю, которая помогает тебе реализовать свои чувства.

IMG_5866

 

О работе с героями

Нужно быть открытым герою. Каждый человек, общаясь с тобой, делает одолжение. Поэтому я стараюсь, чтобы ему было со мной интересно и  не важно, что это за герой — бабушка Прасковья, Далай Лама или президент Путин. Вот абсолютно не важно.

Я чувствую, что у меня это получается, когда проходят годы после того, как фильм уже снят, а мы с героями продолжаем общаться. Например, с Далай Ламой. Он постоянно меня приглашает, мы встречаемся. Хотя про него до меня уже сняли сотни фильмов.

Талант ли это? Нет. Это твое личное любопытство. Оно есть, даже если герои мне противны. Но тогда и противны они должны быть по-настоящему. Иначе это будет формальная работа, тогда и результат будет менее ярким.

О документальном кино в России:

Документальное кино является почти единственным инструментом, позволяющим обществу посмотреть на себя со стороны, на свои ошибки, на свои достижения, на какие-то спорные моменты.

Так сложилась общественно-политическая ситуация в стране, что общество лишили возможности посмотреть на себя со стороны. Мы не видим своё отражение. А, не видя своего отражения,  впадаем в некое ирреальное пространство.

Я очень сожалею что доккино изъято из пространства практических всех телевизионных каналов. Последним приютом был канал 24doc, который уже пару лет прекратил своё существование. На его частоте выходит канал «Доктор». Но моральное здоровье — тоже серьезное требование для развития общества.

IMG_4212

Тем не менее, если в какой-то момент на всех каналах вместо юмористических передач вдруг начнут показывать документальные картины, я первый буду протестовать. Во всем важен баланс. Баланс документального кино в нормальном обществе — это не более 7% от общего экранного пространства, прокатного, телевизионного пространства. В нашей стране сейчас —  ноль. И это, конечно, серьёзная проблема, которая еще даст о себе знать.

О специфике российского документального кино

Креативное авторское российское доккино по сравнению с европейским, и тем более американским, более погружено в интимные сферы жизни. Автор более глубинно погружается в ситуацию, более долго и длинно её рассматривает, больше проживает. Герои, в свою очередь, более раскованы. За пределами России больше учитывают слово privacy, а в России о нём даже мало, кто знает.

IMG_5878 (1)

За кем из кинорежиссеров следить?

Чтобы больше погрузиться в специфику документального кино, стоит следить за молодыми авторами, которые учатся в школе-студии Марии Разбежкиной и Михаила Уварова  или окончили ее. У них особенный, въедливый взгляд в нашу реальность. А кто хочет начать свой путь в познании доккино, советую посмотреть нашу с Александром Расторгуевым картину «Жар нежных. Дикий, дикий пляж». Если эта картина не тронет, то тогда стоит отложить её на какое-то время, а может, и на десяток лет. А потом ещё раз попробовать зайти в это пространство.

Валерия Чебитько

 

Выборы президента РФ

Итоги интернет-тура Всероссийской олимпиады «Журналистика» 2023

Актуальные проблемы журналистики: Сборник трудов молодых ученых. Выпуск XVII

«Секретно. Конфиденциально»: 19 сентября три доктора наук представят монографию о цензурной истории журналистики Томской губернии

Итоги интернет-тура Всероссийской студенческой олимпиады «Журналистика»

Опубликована программа научной конференции «Актуальные проблемы журналистики»

Лекции под звёздным небом: полевой лекторий для журналистов в Оглахты

Как начнется учебный год-2021

Информация по заселению в общежития на 2021–2022 учебный год

XVII Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы журналистики»

Итоги интернет-тура Всероссийской олимпиады «Журналистика»

Студенты ВШЖ запустили проект о современной молодежной культуре

Объявление для студентов, обучающиеся на договорной основе

Как будет проходить сессия?

Работа деканата в период дистанционного обучения

Преподаватель ВШЖ ТГУ написал универсальную инструкцию по теориям заговора

Дистанционное обучение на ФЖ

ТГУ перешел на дистанционное обучение для профилактики COVID-19

IV Международный студенческий фестиваль Good StuFF

Встреча с Андреем Поликановым