Блог

Как выглядят учебных планы разных факультетов журналистики страны?

«Планёрка» решила выяснить, отличаются ли подходы к обучению журналистов в различных вузах России. Классические вузы специально чередовали с отделениями в различных педагогических и других институтах.

Конечно, любая образовательная программа содержит фундаментальные предметы. Студентов всегда будут учить общегуманитарным дисциплинам вроде философии и истории. На журфаках к таким базовым элементам добавляется много литературы, русского языка, а также история и теория журналистики. В этом моменте все журфаки схожи, хотя есть и любопытные эксперименты. Но самое интересное начинается в том блоке, где государство не задало строгих стандартов, а позволило вузам самостоятельно определять, как и чему учить будущих журналистов. Это, пожалуй, самые важные для работника СМИ практические дисциплины и дополнительные гуманитарные предметы. И вот тут — широка страна моя родная.

Одни факультеты строго следуют плану. Другие вспоминают, что на дворе уже XXI век и деление на печатников и телевизионщиков — глупая затея. Третьи пытаются вклинить в расписание национальные особенности своей республики. Четвёртые — колеблются вместе с линией партии и уже учат журналистов патриотизму.

Полные версии огромных расписаний мы не смотрим. На каждом факультете (отделении) журналистики «Планёрка» попыталась найти что-то особенное или зафиксировать факт отсутствия особенностей. Для одинаковости во всех случаях взят первый курс. Ну а чтобы никто не обиделся, города мы расположили в алфавитном порядке.

Великий Новгород. НовГУ

Особенность: Единый предмет «История отечественной и зарубежной литературы». Почти всегда на журфаках это разные предметы, а каждая из литератур тянется несколько лет, и студенты упорно раз в полгода сдают по два отдельных экзамена. Первокурсники из других городов могут только позавидовать халяве их коллег из Великого Новгорода. Ещё заметно довольно своеобразное название предмета «Физическая культура и спорт». Интересно, чем отличаются эти понятия, если речь идёт о студентах.

Любопытный предмет: Фотодело


Волгоград. ВолГУ

Особенность: Единое расписание для журналистов и филологов. Впрочем, единство начинается и заканчивается физической культурой. В остальном журналистов учат по своему плану (правая часть расписания). По сравнению с предыдущим городом отчётливо видно разделение литератур. Это классический вариант.

Любопытный предмет: Культурологические основы СМИ

Воронеж. ВГУ

Особенность: У первокурсников-телевизионщиков Воронежа очень много предметов по своему непосредственному профилю. Если верить названиям, то уже в первый год обучения есть приличное количество практических занятий.

Любопытный предмет: Фото. Самое короткое название предмета из всей подборки. Кстати, очень во многих вузах считается, что фото/видео/технические способности — не то, чему нужно учить журналистов. Только тексты, и всё. Такие выпускники будут проигрывать на рынке труда воронежским специалистам.


Екатеринбург. УрФУ

Особенность: Нарочитая академичность. Все предметы — из обязательной программы. От себя — ничего. Формулировки строгие и без лишних слов. Физическая культура — и то прикладная (как будто бывает какая-то другая). Плюс такой системы — отсутствие высосанных из пальца дисциплин. Минус в том, что шаблонный подход всегда ограничивает творческую составляющую. Характерный пример: за всю неделю первокурсники УрФУ имеют в расписании лишь один профильный практический предмет — выпуск учебной телепередачи. Зато оооочень много теоретических поточных лекций.

Любопытный предмет: нет (по крайней мере на первом курсе)

Иркутск. ИГУ

Особенности: Разумное сочетание теории и практики. Общих лекций меньше, а на группы дробят даже практические занятия по общегуманитарным предметам вроде логики. В физической культуре появляется слово «элективный». Такой вариант встретится нам и во многих других городах.

Интересные предметы: «Техника видеосъёмки и электронный видеомонтаж». «Операторское мастерство и основы монтажа». Мы долго думали, чем отличаются два этих предмета, но не смогли понять тайный замысел иркутских преподавателей.


Казань. КФУ

Особенности: Татарстан не был бы таковым без своей самобытности. Если все классические предметы называются по-обычному сухо, серо и безэмоционально, то «своя» дисциплина обладает потрясающей формулировкой: «Средства массовой информации Республики Татарстан: мастерство журналиста». Учебник по такому предмету должен быть написан в стихах.

Любопытный предмет: Логические основы организации текста. Интересно именно самостоятельное существование этого предмета, да ещё и в виде нескольких пар в неделю. Хотя в расписании помимо него есть и «современный русский язык», и «русский язык и культура речи».

Москва. МГУ

Особенность: По академичности расписание МГУ похоже на УрФУ (ну или УрФУ на МГУ). Это логично для главного вуза страны. Названия чёткие, лишних выдумок нет. Но огромное количество групп на журфаке МГУ не мешает разводить их по разным аудиториям для более точечного образования (поточных лекций по общефундаментальным предметам не так много, как в некоторых других вузах). Физическая культура называется просто физической культурой. Но вот слово «лекция» применительно к этому предмету вызывает вопросы о её нужности и интересности для первокурсников.

Любопытный предмет: Разве что «мультимедийные технологии». Если это нечто большее, чем информатика, то хорошо.


Москва. МПГУ

Особенность: В Московском педагогическом государственном университете над названиями долго не думали и просто обозначили: «теория журналистики» и «практическая журналистика». Самое забавное, что у теории журналистики бывают практические занятия (в расписании в скобках — пз). Другой практики тоже хватает.

Любопытный предмет: Основы видеомонтажа

Новосибирск. НГПУ

Особенности: Среда — день самостоятельной работы. Мы примерно представляем себе, как будут самостоятельно познавать мир первокурсники в большом городе-миллионнике. В остальном всё ровно. Но профильной практики можно и побольше.

Любопытный предмет: Новости в печатных и интернет-СМИ. Наконец-то появилось слово «Интернет».


Самара. СГСПУ

Особенность: Золотой серединой нашей подборки можно считать Самарский государственный социально-педагогический университет. Как минимум с точки зрения названий предметов вуз даёт студентам и классическое образование, и навыки, без которых нельзя обойтись в XXI веке. Из туманно-забавного — «Теория и методика физической культуры» плюс «День непрерывной практики».

Любопытные предметы: Инфографика и дизайн. Работа конвергентной редакции (ура, мы увидели слово конвергентный!).

Санкт-Петербург. ЛГУ

Особенность: Культурная столица требует от студентов-журналистов повышенной любви к литературе и музеям. Сказывается, конечно, что в ЛГУ журналистов учат на филологическом факультете.

Любопытный предмет: Литературно-художественные музеи (несколько пар в неделю)

Санкт-Петербург. СПбГИКиТ

Особенность: В другом питерском вузе (теперь уже для киношников и телевизионщиков) практики куда больше. Влияние фактора кино обязывает вводить в программу предметы вроде компьютерной графики. Ещё есть интересные современные дисциплины, как, например, «Медиаметрия», «Корпоративные СМИ», «Деловая журналистика» и «Управление проектами». Неплохой набор.

Любопытный предмет: Основы государственной культурной политики РФ. Подозрительное название, но ради вышеперечисленного можно и потерпеть.

Саратов. СГУ

Особенности: Перекосов в ту или иную сторону в Саратове нет. На этом фоне заметны предметы-фишки, которые не встретишь в других городах.

Любопытный предмет: Основы звукозаписи. И не просто так, а с разделением на теорию и практику.

Ставрополь. СКФУ

Особенность и любопытный предмет в одном пункте: Технологии противодействия терроризму в молодёжной среде. Слава Богу. Думали, не дождёмся. Тут тебе и лекции, и практические занятия… Что можно делать на практическом занятии по такому предмету — загадка. Впрочем, мы говорим о северокавказском регионе. Будем верить, что составители программ действительно имели благие намерения, а не просто отчитывались перед кем-то наверху для галочки.

Челябинск. ЮУрГУ

Особенность: Скромненько и со вкусом. Челябинские студенты где-то рядом с екатеринбургскими (речь не о географии) и московскими (МГУ). Академичность, названия предметов без выпендрёжа, теория и практика чётко разделены.

Любопытный предмет: Как и в других шаблонных вариантах, любопытств на первом курсе пока нет. Только классика и никакого хардкора.


Чита. ЗабГУ

Особенность: Мы уже хотели было причислить Читу к шаблонным вариантам, но потом дочитали расписание до конца и порадовались. Политическая культура журналиста (несколько пар в неделю) — это круто. Да ещё и практические занятия. Есть мысль, что учебник по этому предмету должен состоять только из одной страницы, если не из одной фразы. Удачной сессии читинским студентам!

Любопытный предмет: Активные процессы в языке современной массовой коммуникации.

Конференция «Актуальные проблемы журналистики» пройдет на ФЖ 21 апреля

Фонд Михаила Прохорова выделяет гранты для академической мобильности

Открытые лекции по журналистике от Международной ассоциации студенческого телевидения

Студенты могут принять участие в форуме «3D-журналистика»

Как выглядят учебных планы разных факультетов журналистики страны?

Школа журналистики в НГУ

Результаты интернет-тура всероссийской олимпиады по журналистике

Енисейский медиабатл

Конкурс научных работ по экологии медиасреды — 2017

Конференция «Ломоносов» пройдет с 10 по 14 апреля в МГУ

Reuters Institute выпустил доклад о главных медиатрендах 2017 года

Всероссийский конкурс для назначения стипендий Президента РФ для обучения за рубежом

Работы на участие в конференции «Молодые исследователи» в СПбГУ можно подать до 22 января

Студенческий ТЭФИ: заявка до 15 февраля

ВШЭ проводит Школу по медиаграмотности

Зимние школы «Высшей школы экономики»

Конкурс среди журналистов и блогеров «Окно в природу»

Премия за популяризацию научных достижений «За верность науке»

Конкурс научных статей по журналистиковедческой проблематике «Frontline массмедиа»

Конкурс социально ответственных девушек «Мисс молодежь»